История 1

История Галии Камольдиновой

(семейный психолог)

Подростковый возраст был для меня в целом спокойным. Хотя я поменяла несколько школ и место жительства – переехала из района, который очень любила, на другой конец города. Когда ты постоянно в статусе «новичка» – это непросто. Нужно завоевать «место под солнцем».

Я выработала стратегию вхождения в новый школьный коллектив. Никогда не «активничала», выжидала время. Сначала присматривалась, какие они – одноклассники, какова расстановка сил в классе, кто с кем общается и т.д. Некоторые новички слишком торопятся поскорее «внедриться» в коллектив и потому предпринимают неверные шаги, что усложняет отношения со сверстниками или учителями.

Думаю, благодаря смене школ я стала более внимательной и коммуникабельной. Можно «закрыться», спрятаться в «ракушке», замкнуться в себе, а можно, преодолевая тревогу и комплексы, найти мостик к сердцам людей. Это здорово помогает при взаимодействии с окружающими.

Из ярких эпизодов подросткового периода вспоминаю проблемы с учебой в старших классах. При переходе в новую школу в 9 классе у меня были пробелы в знаниях по химии. Из-за того, что в предыдущей школе нам преподавали этот предмет год вместо двух лет – отсутствовал учитель. И, вот, в 9 классе первую же контрольную по химии я написала на двойку. А на другом уроке преподаватель ошибочно обвинил меня в списывании. Представьте мое состояние, тот жутчайший стресс, в котором я тогда пребывала. Знаний нет, оценки плохие, отношение несправедливое.

Поставила себе цель – во что бы то ни стало справиться с этой ситуацией. Нашла учебник по химии для ВУЗов и стала штудировать. В итоге в первой четверти за химию мне поставили трояк, во второй – четверку, в третьей и четвертой – пятерки. Годовая отметка – не поверите! – пятерка. Редчайший случай, потому что при подобном раскладе выходила четверка, а никак не высший балл. Я поняла, что мое упорство оценено и поощрено по достоинству, хотя в течение года учитель никак не давал понять, что видит мои старания. Этот момент всегда помню, он – пример того, как важно «сцепить зубы» и двигаться к цели, несмотря ни на что.

Заботу, поддержку и уверенность в себе я получала от родителей и занятий спортом. В моей семье не принято открыто выражать чувства – всякие там «обнимашки», поцелуйчики, многочасовые душевные разговоры. Иногда этого мне не хватало. Но я чувствовала защиту и надежный тыл за спиной. Редко приходила к родителям с переживаниями в стиле «бросил парень, что делать» или «предательство лучшей подруги». Мама и папа заложили во мне стремление к самостоятельному поиску решения жизненных задачек. Я и младшая сестра были в курсе происходящего в семье и видели, как родители решают разные вопросы. Так мы впитывали семейные ценности и представление, как действовать в тех или иных случаях, как расставить правильные приоритеты, на что обращать внимание, а на что – нет.

К тому же у меня было не так-то и много времени на погружение в девичьи волнения, потому что постоянно занималась спортом – синхронным плаванием. Тренировки проходили ежедневно, плюс регулярные сборы и соревнования. Очень нравилось. Хотя я застенчива, приходилось преодолевать себя, выступая перед публикой и жюри. Спорт научил организованности и дисциплинированности – необходимые качества, чтобы реализовать мечты.

Если бы я, будучи уже взрослым человеком, встретила бы саму себя как девочку-подростка, сказала бы ей «Будь смелее». Страхи часто «тормозят» нас из-за того, что мы себя «накрутили», напридумывали ужасов.

Подросткам желаю найти хобби, которое доставляет удовольствие, дает большой заряд энергии. Это позволит справиться с трудностями, быть в тонусе и смотреть в будущее с верой и оптимизмом. Важно, чтобы это было то, что нравится вам, а не только родителям, или потому что это модно, пригодится в дальнейшем и т.д. Занятия «из-под палки» положительных эмоций не принесут.