История 2

История Марии Савво

(коуч и ведущая тренингов для детей и взрослых)

Мария СаввоПодростковый возраст для меня – это желание побыстрее вырасти. Отчаянно хотелось поскорее получить паспорт и пойти работать. В школу ходила ради общения с друзьями и учителями. Учеба давалась легко, поэтому на уроках часто скучала или «улетала» в свои мысли. В 9 классе халява закончилась – возникли трудности с алгеброй и геометрией, пришлось обратиться к репетитору. Если до того я недолюбливала математику, то после прояснения в предмете некоторых «белых пятен» с удовольствием решала сложные задачки. Впоследствии, уже в университете, точные науки изучала еще 3 года. Благодарна родителям и преподавателю за поддержку и веру в мои силы. Хотя времени и сил на исправление оценок пришлось потратить немало.
 
Больше всего Маша-подросток любила читать. Это возможность посмотреть на мир глазами разных персонажей, прочувствовать вместе с литературными героями ситуации, опыта в которых у меня еще не было. Книги становились иногда убежищем от неприятностей. Такое увлечение помогло в построении взаимоотношений с окружающими: во-первых, проще предугадывать их действия – по аналогии с прочитанным; во-вторых, я прекрасно писала эссе и сочинения, и частенько мои работы просили для художественного переписывания; в-третьих, мне нравилось сочинять проникновенные и искренние поздравления на знаменательные даты, и ко мне обращались за этим; в-четвертых, обсуждение книг – отличный способ поддержать разговор. Не назову себя эдаким «книжным червем», нет. Мне удавалось соблюдать баланс: поддерживать теплые отношения со сверстниками и одновременно уделять время себе.
 
Из ярких эпизодов подросткового периода вспоминаю болезненную смену учебного заведения. С 1-го класса я училась там, где все знакомо, где друзья и любимые учителя. В начале 10-го класса, как гром среди ясного неба, произошли события, после которых пришлось перейти в новую школу. Сперва я даже с радостью встретила эту весть, рассудив, что это не означает конец дружбы с близкими людьми. 
 
Однако все оказалось не таким, как я привыкла. Здание другое, ребята другие, преподаватели тоже другие. Порой ревела в три ручья после уроков. Родители заметили мое состояние и предложили вернуться в прежнюю школу. Однако я поняла, что сама для себя буду расценивать возвращение как проигрыш и неспособность адаптироваться к изменившимся условиям. И сказала, что оставлю как есть.
 
Думаю, это был переломный момент. Когда поменялась моя позиция с «я оказалась в новой школе» на «я выбрала там остаться», стало гораздо легче. Я обнаружила массу интересного, полезного и захватывающего. Быстро нашла товарищей и спокойно доучилась до выпускного.
 
Уверена, что мой выбор верный – пройти до конца трудный путь привыкания к незнакомой обстановке и окружению. Мой главный вывод – человек подстраивается под любые обстоятельства, но скорость адаптации зависит лишь от него. Тот опыт помогает мне до сих пор. К тому же, моя работа связана, в том числе, и с помощью другим людям в их приспособлении к непростым жизненным ситуациям.
 
Превращение из девочки в девушку сопровождалось у меня еще одной сложностью – лишним весом. В раннем детстве я была более чем упитанным ребенком. Взрослых это умиляло, дружить со сверстниками не мешало, поэтому я даже не задумывалась, что со мной что-то может быть не так, как «принято». Все изменилось, когда я пошла в 1 класс. Там с удивлением обнаружила, что размер моей школьной формы гораздо больше, чем у одноклассниц. Дальше – хуже: фотографии, на которых разница заметна еще отчетливее; занятия по физкультуре, когда я не могла иногда выполнить упражнения в отличие от остальных девочек; колкие высказывания ребят из старших классов («бочка» – самое мягкое). Поначалу не слишком страдала из-за этого: все-таки, 1 класс запомнился, в первую очередь, новыми знакомствами и знаниями, сменой жизненного уклада. Проблемой лишний вес стал ближе к 10-11 годам, и тогда тревогу забила мама. Я прошла обследование у врача, получила рекомендации по питанию и спортивным нагрузкам. Регулярная физическая активность прочно вошла в мою жизнь. Это не только фитнес, но и генеральная уборка квартиры, и пешая прогулка вместо автобуса, и подъем по лестнице, а не на лифте, и прочее. Еще сократила употребление сахара и мучного. Положительный эффект не заставил себя ждать, но намного раньше появился бодрый настрой: я делала то, что нравилось, при этом здоровье укреплялось. Радость от процесса изменений позволила не забросить начатое, а еще и улучшить общение с окружающими.
 
Неоднозначный по эмоциональным проявлениям подростковый этап не был бы простым, если бы не поддержка семьи: родителей и старшей сестры. Их забота редко выражалась через поцелуи или объятия, скорее, через уважение к чужому мнению и готовность выслушать. Восхищаюсь родными и стараюсь следовать их примеру. Когда он перед глазами, намного проще принимать собственные решения.
 
Если бы я, взрослая Маша, встретила бы саму себя, но подростка, попросила бы ее научиться получать удовольствие от того момента, который есть здесь и сейчас, вне зависимости от происходящего. Ускорить или замедлить ход часов нельзя, подобные попытки только портят настроение.
 
Подросткам желаю верить в то, что нет ничего невозможного, если шагать, несмотря ни на что, к цели. Расширяйте круг знакомств, стремитесь остаться в хороших отношениях с людьми даже при расставании. Будьте открыты новому и бережно храните ценности прошлого.