Что делать, если меня заставляют учиться в физмате, а я – гуманитарий

Меня заставляют учиться в физико-математическом классе, хотя я ничего не понимаю в точных науках. Мой предел был “3” (держусь с трудом), но меня бьют за плохие отметки. Что мне делать?

Мария СаввоОтвечает Мария Савво

коуч и ведущая тренингов для детей и взрослых

Сперва предлагаю тебе вспомнить, что когда ты подрастешь и станешь самостоятельным, сможешь выбирать, где учиться и что делать. Надеюсь, эта мысль будет тебя вдохновлять в непростых ситуациях, подобно той, что сложилась на данный момент. Сейчас же тебе важно пообщаться и заручиться поддержкой родителей, учителей и одноклассников.

Было бы здорово узнать у родителей, почему для них принципиально, чтобы ты учился в физмате. Вероятно, они убеждены, что это образование позволит тебе в будущем получить высокооплачиваемую профессию. Внимательно выслушай их, поблагодари за то, что они переживают за тебя (они и правда беспокоятся) и хотят тебе только добра.

Далее обязательно расскажи о своих чувствах, о том, что: тебя злит необходимость учиться тому, что тебе совсем не нравится; сильно огорчают неудовлетворительные отметки и непонимание предметов; вызывают страх и обиду родительские побои, и что они не способствуют улучшению оценок; ты нуждаешься в заботе и помощи. Поделись, какой ты видишь взрослую жизнь: кем работаешь, как зарабатываешь деньги и т.д.

Если родители упорно настаивают на физмате, постарайтесь найти компромисс. Например, ты остаешься в классе, прикладываешь максимум усилий для изучения программы. Мама и папа помогают тебе разобраться с домашними заданиями (если могут – сами, если нет, то находят репетитора), заменяют физическое наказание исключительно словесным, разрешают уделять время делам, которые тебе действительно по душе, – пусть и немного, но регулярно. Оговори тот факт, что прямо завтра твои оценки не изменятся. При переговорах с родителями сохраняй спокойствие, доброжелательный настрой и желание договориться.

Побеседуй с преподавателями, по чьим предметам «хромаешь». Расскажи, что не стремишься быть физиком или математиком, однако готов подтянуть уровень знаний. Попроси о помощи, дополнительных занятиях и возможности в любой момент уточнить сложные места, восполнить пробелы. Скорее всего, тебе пойдут навстречу. Учителя, как правило, любят свой предмет, и им приятен интерес к нему. Из моего опыта: я ненавидела математику до 10 класса, еле дотягивала до слабенькой четверки. Стоило чуть больше времени уделить алгебре, геометрии, прояснить непонятные темы, как задачки даже со звездочкой я, как мне казалось, “чистый” гуманитарий, стала решать легко. Это изменило мое отношение к точным наукам в лучшую сторону.

Обратись за поддержкой к одноклассникам – к тем, кто силен в программе и отзывчив. Речь не о списывании, а о совместном выполнении домашних заданий, к примеру. Бонус для ребят очевиден – когда объясняешь другому, сам глубже усваиваешь урок. Мы начинаем разбираться в теме не тогда, когда решаем задачки, а когда способны понятно пояснить другим, как это делается.

Еще договорись с собой. Да-да, с собой тоже заключи соглашение. Это особенно важно, когда нужно делать то, что не хочется. Запиши на листочке плюсы того, что ты остаешься в этом классе. Например, так ты учишься бороться с трудностями и договариваться с людьми; получаешь знания, которые высоко ценятся на рынке труда; развиваешь логику и способность анализировать, а это пригодится и гуманитарию. Уверена, что если подумаешь, то дополнишь список еще минимум 5-ю пунктами.

Найди любимое занятие и занимайся им в свободное время. Развивай себя и в тех гуманитарных науках, изучение которых приносит удовольствие. После окончания школы ты поймешь, что оказался в выигрышном положении: если человек владеет точными науками, то совершенствоваться в гуманитарном направлении не так трудно, чем наоборот.

Как только разглядишь в своей ситуации выгодные для себя моменты, то станет проще справляться с проблемами и в учебе, и во взаимодействии с родителями, и останутся силы на то, что по-настоящему тебя увлекает.