Эксперимент С.Аша о влиянии чужого мнения на наше поведение

В психологии много любопытных экспериментов, которые наглядно показывают особенности функционирования человеческой психики и объясняют ее. Эти знания позволяют спрогнозировать наше поведение, повлиять на него.

Есть знаменитое исследование того, как люди воздействуют друг на друга, практически вынуждая «плясать под свою дудку». Его осуществил психолог Соломон Аш.

Он придумал легенду о том, что проводится проверка зрения и на нее приглашаются добровольцы-студенты. В каждую группу набирали по 8 человек. На самом деле только один из них не был в курсе того, что в действительности скрывается за «проверкой». Остальные семеро – «подсадные утки». Им заранее дали инструкцию, что они должны делать.

Итак, в комнате сидят 8 человек – «подсадные утки» и обычный студент, еще не подозревающий, что его ждет. Всем им Соломон Аш показывает по две карточки с изображенными на них отрезками. На первой – одна вертикальная линия, а на второй – три вертикальные линии, одна из которых по своей длине совпадает с той, что нарисована на первой карточке. Психолог просит ответить всех на вопрос: какой именно из этих трех отрезков такой же, как и на другой карточке? Asch_experiment.svg

Если посмотреть на рисунок с ними, видно, что задача простая.  

Люди начинают отвечать, внимательно рассматривая карточки. Важно, что наш обычный, не «подсадный», испытуемый сидит так, что ВСЕГДА ОТВЕЧАЕТ ПОСЛЕДНИМ.

Всего Аш демонстрирует 18 пар карточек с отрезками. Сначала показывает первую пару, задает вопрос, на него отвечают. Потом – демонстрация следующей пары, вопрос, ответ. И так 18 раз.

В первые 2 раза никаких проблем – и «подсадные утки», и наш студентик отвечают верно. Далее начинается самое интересное. Заранее проинструктированные психологом «утки» единодушно выдают неправильный ответ. У нашего студента сперва легкое недоумение («Они там с ума посходили?!”, “Слепые, что ль?!»), которое по мере приближения его очереди отвечать растет и переходит в панику («Эээ….может, я чего не понимаю…может, это я слепой…»). Что же он говорит? Внимание: он выдает точно такой же НЕВЕРНЫЙ ответ, как и семеро предыдущих участников группы. Он в буквальном смысле «не верит глазам своим», а идет на поводу у подавляющего большинства.

Соломон Аш подговорил этих семерых отвечать неправильно на 12 вопросов (12 демонстраций карточек) из 18. 75% обычных, не «подсадных», испытуемых как минимум в одном вопросе «повелись» на ошибочное мнение большинства. Так было показано, насколько сильно оно влияет на нас. Это может быть как положительным моментом, так и отрицательным (вспомним всевозможные войны и прочие акты агрессии). Толпа, как правило, почти всегда сильнее одиночки.

Данный эксперимент Аш и его последователи повторяли в разных вариациях. Выяснилось, что если «подсадных уток» подговорить реагировать не одинаково – к примеру, кто-то из них, хотя бы 1-2 человека, отвечают все-таки правильно, то тогда и обычный испытуемый тоже чаще отвечал верно.

Исследования Соломона Аша стали классикой в изучении конформизма (conformis — «подобный», «сообразный»). Под ним понимают такое изменение в поведении человека и его мыслях, которое происходит в результате реального или воображаемого (т.е. нам кажется, что на нас кто-то давит) давления со стороны другого человека или группы лиц. Иначе говоря, речь о так называемом приспособлении к чужому мнению. Вот почему важно развивать у себя критическое мышление, которое позволяет сделать верный вывод и не бояться отстаивать его перед обществом. Нужно учиться грамотно собирать информацию, рассуждать, сопоставлять между собой различные факты и выносить на их основе логичные суждения. 

Посмотри два видео. В первом – совсем краткое описание эксперимента С.Аша (удобно запомнить, в чем же суть), а во втором – уникальная запись реального исследования Аша с пояснением того, как же происходит изменение наших мыслей под влиянием общественного давления.