Кто ты – аудиал, визуал, кинестетик или дигитал?

репрезентативная системаВ психологии есть множество делений людей по категориям. Для чего: чтобы лучше понимать, как найти к ним подход в зависимости от их принадлежности к той или иной категории. Такое дробление очень условно – редко встречается человек с «чистым» типом, т.е. с соответствием ему на 100%. Как правило, у нас присутствуют черты из разных типов, но один из них выражен ярче, чем остальные. Пример: разделение на экстравертов и интровертов. Первые считаются общительными, запросто демонстрирующими эмоции, а вторые – замкнуты, им интереснее побыть наедине с самим собой. Или типы темперамента: холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники. У каждого – свои особенности. Зная их, легче понять, почему представители каждого типа ведут себя так или иначе.

Еще существует теория типов репрезентативной системы. Под этой системой понимается то, каким образом человек воспринимает информацию из окружающего мира. Мы ее обычно получаем через глаза (видим), слух (слышим) и тактильные ощущения (ощущаем). У каждого из нас есть более предпочитаемый способ восприятия такой информации. Ты наверняка замечал, что кому-то больше нравится общаться в письменной форме или читать книги, кто-то любит слушать аудиокниги и музыку, а кто-то обожает рассматривать картинки и фотографии.

Тех, кто ориентируется, в основном, на зрительные образы называют визуалами.

Те, кто предпочитает воспринимать все на слух – аудиалы.

Те, кто особенно внимателен, в первую очередь, к своим ощущениям – кинестетики.

Теперь рассмотрим основные признаки каждого типа репрезентативной системы, чтобы ты мог определить, к какому относишься, а также понимать, кто твои друзья и как с ними наладить контакт.

ВИЗУАЛЫ

– У них хорошая зрительная память. Они запоминают, в первую очередь, не кто что сказал, а образы-картинки.

– Активно жестикулируют во время беседы, как бы «рисуя» в воздухе те же образы.

– Им нравится, когда информация представлена в виде графиков и схем.

– Часто используют в речи слова-маркеры: «Я представляю себе это так», «Давай посмотрим, что можно сделать», «Каким ты видишь выход из ситуации?», «Там видно будет», «Видите ли, не все так просто», «Я вижу, что это действительно так», «Гляди, как это прикольно». 

При общении с визуалами старайся им давать информацию в наглядном виде, сопровождай свою речь образами и словами, позволяющими их увидеть. Например, описывая что-то, используй выражения «красивый», «яркий», «светлый» и т.д. Если ты выступаешь перед людьми-визуалами (а таких – большинство), сделай акцент на чем-то, что поможет им увидеть то, что ты хочешь до них донести, – в виде схем, слайдов, рисунков. 

АУДИАЛЫ

У них прекрасная слуховая память, они легко воспроизводят сложные и длинные тексты.

– Любят болтать по телефону, им не составляет труда позвонить кому угодно. И вообще любители поговорить, причем, долго, обстоятельно, с подробностями. 

– Им хорошо даются иностранные языки.

– Обожают музыку, живут в мире звуков и мелодий.

– Их слова-маркеры: «Слушай, я что хочу сказать», «Звучит правдиво», «Рад тебя слышать», «Извини, пропустил мимо ушей», «Мне созвучно/откликается это».

Аудиалов очень мало, чуть ли не 5% от всего населения. Чтобы их заинтересовать, используй слово «Послушай» и иже с ним, больше говори, чем что-то им показывай. Постарайся не прерывать слишком часто аудиала в ходе разговора – он может обидеться.

КИНЕСТЕТИКИ

Постоянно что-то трогает, с удовольствием касается и обнимается с окружающими.

– Хорошо понимают эмоциональное состояние – и свое, и чужое, потому что ориентируются на чувства и внимательны к ним.

– Если они прочитали инструкцию по применению чего-то там, то стараются тут же опробовать ее на деле. Иначе им непонятно, текст остается просто текстом. Им вообще важно все, что связано с действиями – что можно понюхать, пощупать, покрутить и т.д.

Любимые слова-маркеры: «Я чувствую, что ты прав», «Руки чешутся», «Я уловил твою мысль».

Кинестетик будет тебе благодарен, если ты поинтересуешься, что он чувствует по тому или иному поводу. При взаимодействии с ним почаще говори о чувствах и эмоциях. Подбадривай его через прикасания, не держи с ним слишком большую физическую дистанцию – кинестетики не любят этого, чувствуют себя неуютно, им кажется, что ты им не доверяешь. И в целом с ними желательно общаться «мягко», максимально вежливо. Они очень чувствительны, воспринимают все на уровне еле улавливаемых сигналов. Если хочешь привлечь внимание кинестетика, используй выражения: «потрогай», «попробуй», «пощупай», «надень». Яркие красочные образы или длинные фразы не заинтересуют кинестетика.

Еще есть отдельная, крайне редкая, категория людей – дигиталы. Их достаточно сложно распознать. Для них на первом месте стоит логика – в словах и действиях. Четко формулируют мысли, чтоб в них не было ничего лишнего. Воспринимают все через «логично» и «не логично». Оперируют такими словами, как «понятно», «понимаю», «знаю», «подумаю», «полезно», «следовательно», «логично». Общаясь с ними, обращайся к проверенным доводам и цифрам – цифры они обожают. Дигиталы обычно выглядят не особо эмоциональными, но это не значит, что они бесчувственные «сухари». Просто важно знать про эти особенности и не обижаться.

Вот пример, как реагируют представители разных типов репрезентативной системы в общей ситуации. В магазине бытовой техники визуал будет тщательно рассматривать телевизор, а продавец покажет в красках, какой красивый товар, какой у него великолепный дизайн и т.д. Кинестетика хлебом не корми, дай только потрогать, опробовать в действии этот телевизор. Аудиалу нужно услышать подробный рассказ о достоинствах данной модели. Дигитал купит товар, если к нему приложат различные документы и справки с техническими характеристиками, и докажут преимущества этого телевизора перед другими.