Стратегии поведения в конфликте

стратегии поведения в конфликтеТебе наверняка встречались советы, как не допустить конфликтной ситуации, как ее избежать. А что делать, если она все-таки произошла? Ведь люди все разные – у каждого свое мнение, свое видение, свои ценности. Рано или поздно можно незаметно перейти ту тонкую грань, которая отделяет от бурной ссоры и негативных эмоций.

В этом случае тебе поможет знание о пяти стратегиях или стилях поведения в конфликте. Их сформулировали психологи К.Томас и Р.Килменн. Дело в том, что мы обычно предпочитаем какой-то один стиль поведения во время конфликта вне зависимости от того, в чем же суть проблемы. В каких-то моментах действительно это срабатывает, а в каких-то – нужно проявить гибкость и использовать иные модели поведения, чтобы успешно разрешить ситуацию.

Все пять стратегий делятся по двум основным параметрам – на чьи интересы ориентируется человек в ходе конфликта:

– исключительно на свои;

– или на чужие, вплоть до того, что приходится забыть о собственных потребностях.

Вот эти пять стратегий:

  1. Соревнование
  2. Приспособление
  3. Избегание
  4. Компромисс
  5. Сотрудничество

Важно помнить вот что: нельзя сказать, что какая-то из них однозначно более хороша по сравнению с другими. Все зависит от конкретной ситуации. Было бы здорово жить в идеальном мире, где все друг с другом сотрудничают. Конечно, к этому нужно стремиться. В то же время не всегда такое возможно. Старайся применять не одну-то какую-то стратегию постоянно, а все же проявлять гибкость. Выбор у тебя широкий – целых пять вариантов поведения.