Актриса

СВЕТЛАНА КУЗНЕЦОВА, актриса театра

Драматический театр, г. Великие Луки

Светлана, многие мечтают пойти по актерской стезе. Их манят слава, восторг публики, огромные гонорары… Поделитесь, пожалуйста, как обстоят дела на самом деле?

Как правило, молодые актеры после окончания учебы рассылают свои резюме в разные театры или проекты. Конечно, в первую очередь им хочется работать в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Но не всегда удается туда «пробиться» – конкуренция чрезвычайно высока. Из-за этого теряется много времени и сил. Даже если и получилось «зацепиться» в столице, это еще не значит, что у вас тут же будут яркие и интересные вам роли, после которых ваша карьера пойдет на взлет. В провинциальных театрах гораздо больше возможностей сыграть лучшие образы из мирового репертуара.

Актерские судьбы очень разные. Кто-то сразу берет «штурмом» столицу, посещая всевозможные кастинги, прослушивания и т.д. Другие сначала трудятся в своем театре, а потом покоряют Москву. Некоторые же осознанно остаются в провинции и при довольно скромном заработке у них насыщенная творческая жизнь.

Иными словами, придется выбирать между почти недосягаемым «журавлем в небе» или гораздо более реальной «синицей в руках», между творческой самореализацией и большими деньгами?

Нашим трудом можно неплохо зарабатывать и в провинции. Актеры имеют возможность использовать свои таланты в массе направлений: участие в сериалах, преподавание в творческих студиях и кружках, проведение праздников и корпоративов, а также в качестве ведущих программ на местных ТВ и радио.

Расскажите, пожалуйста, в чем заключается Ваша работа?

Я служу только в театре. У меня много сложных ролей, требующих большой самоотдачи. Сегодня на сцене я – королева, завтра – барышня из XIX века, послезавтра – злая колдунья из сказки. Почти каждый день примеряю на себя новый образ. Ежегодно в репертуар театра вводится шесть новых спектаклей, помимо тех, которые уже есть. Мы также периодически гастролируем по другим городам, организуем творческие встречи со зрителями. Поэтому занятость у меня очень плотная.

Правда ли, что у актеров основное время затрачивается на постоянные репетиции, а вовсе не на сами выступления?

Когда я получила свою первую роль, знакомые после премьеры с удивлением спрашивали меня: «Ты играла всего лишь 20 минут за весь спектакль, а мы полтора месяца не могли увидеться с тобой из-за твоей тотальной занятости. Что так долго репетируют? Выучил текст, вышел, рассказал – свободен!».

На самом деле выпуск спектакля занимает в среднем один – полтора месяца. Работа делится на два этапа: разбор пьесы «за столом» и непосредственно репетиции на площадке. Во время «застольного» периода присутствуют все актеры, участвующие в постановке. Режиссер знакомит с автором произведения, рассказывает историю его создания, объясняет причины своего выбора. Далее начинается подробный разбор поведения и взаимоотношений персонажей, исследование мотивов их поступков. В этом смысле актерская деятельность родственна профессии психолога.

Потом – репетиции. Театр – искусство коллективное, требующее идеальной слаженности действий всех участников, иначе теряется смысл происходящего. Например, актрисе, исполняющей роль Дездемоны, надо «нечаянно» выронить из рук платок именно в тот момент, когда актер, играющий Отелло, делает поворот головы в другую сторону. Если в спектакле планируются танцы или сценические драки, то всё должно быть доведено до автоматизма, дабы случайно не покалечить друг друга.

Вот и получается, что на всего лишь пять минут сценического времени порой уходит несколько репетиций. Их график таков: 3,5 часа отводится на утреннюю подготовку, потом перерыв, затем еще 3,5 часа работы. Также проводятся репетиции спектаклей, которые не игрались долгое время, и их нужно «освежить» в памяти. К ним добавляется участие в утренних сказках и взрослых вечерних спектаклях, куда нужно приходить заранее, как минимум за час до начала, чтобы загримироваться, переодеться в сценический костюм, да и просто собраться с мыслями, повторить текст. Актеру необходимо держать себя в хорошей форме, поэтому обязательно регулярное посещение им занятий по хореографии, речи, пластике.

Так незаметно и пролетает весь день – с 9 утра до 10 вечера, хотя, конечно, бывают исключения.

Светлана, как у Вас появился интерес к актерской профессии? Что Вам особенно в ней нравится?

Я всегда любила театр. Задумывалась над судьбами героев пьес, размышляла вместе с ними о вечных вопросах – что такое добро, зло, любовь, – проводила параллели со своей жизнью. Еще учась в школе, побывала на творческой встрече с одной театральной актрисой, после чего всерьез заинтересовалась этой профессией. Мне захотелось понять, что же значит «перевоплощаться», на время становиться другим человеком и быть в этом убедительной. Больше всего нравится проживать на сцене незаурядные, а порой и трагические, судьбы. Еще люблю свою работу за возможность вновь почувствовать себя ребенком, играя какую-нибудь зверюшку из сказки.

Где и как ребята, мечтающие стать актерами, могут получить образование и свой первый опыт?

Образование – в театральных ВУЗах и училищах, а также в институтах культуры и искусств с театральными отделениями. При некоторых театрах есть свои студии, где юноши и девушки обучаются основным дисциплинам. Уже на первых порах учебы «студийцев» активно задействуют в массовке спектаклей. Благодаря этому вы можете уже выйти на профессиональную сцену и приобретать опыт, а также определиться с тем, насколько актерская профессия важна для вас.

Что Вы пожелаете тем, кто планирует пойти по Вашим стопам? О чем хотели бы предупредить или подсказать какие-то нюансы, которые помогут достичь успеха?

Профессия актрисы неоднозначна в плане оценки нашей деятельности зрителями. Одну и ту же мою актерскую работу кто-то похвалит, а кто-то – раскритикует. Нужно быть готовым к этому и относиться спокойно как к резким высказываниям, так и к комплиментам. Хотя, конечно, так здорово, когда после спектакля зрители подходят ко мне и благодарят за него. Значит, он «зацепил», заставил о чем-то задуматься.

Советую побольше читать классической художественной литературы, смотреть хорошие фильмы, посещать театры, выставки, музеи. Займитесь вокалом, любыми танцами – актер должен быть пластичным. Развивайте у себя воображение, способность наблюдать за всем, что происходит вокруг вас, и старайтесь запоминать ощущения от наблюдений. Например, увидев на улице человека, попробуйте пофантазировать – куда он идет, что у него на душе в данный момент. Все это пригодится для создания образа на сцене.

И не бойтесь ошибаться. Пробуйте, рискуйте, действуйте – и у вас все получится!