Бизнес-тренер

evgeniya-shestakovaЕВГЕНИЯ ШЕСТАКОВА

бизнес-тренер, генеральный директор

тренинговая компания «Школа Голоса и Речи»

г. Санкт-Петербург

Евгения, мое предложение именно Вам рассказать нашим ребятам о профессии бизнес-тренера связано с тем, что Вы – успешной профессионал в этой области, и у Вас очень богатый и невероятно интересный опыт. Объясните, пожалуйста, в чем заключается Ваша работа?

Моя компания специализируется, в первую очередь, на обучающих курсах по постановке голоса и речи. Их еще называют тренингами – от слова «тренировать». Их цель – научить людей решать свои проблемы, трудности и задачи. Курс по голосу и речи – мой самый любимый проект. Мы работаем с дыханием, осанкой, звучанием, готовим наших участников к публичным выступлениям. Этот курс обладает какой-то магической силой, причем, для всех – и для меня, как тренера, и для моих коллег, которые тоже проводят отдельные занятия, и, надеюсь, для учеников. Каждый раз я не знаю, кто к нам придет, со многими участниками знакомлюсь в первый день тренинга. И мне очень приятно видеть, что они за время наших занятий сближаются друг с другом, продолжают общаться и после окончания курса.  

У нас есть и популярные темы: продажи, ведение деловой переписки и т.д. Среди наших клиентов – крупные российские и международные компании: ФГУП «Почта России», Philip Morris Izhora, Генеральное Консульство Великобритании, ОАО «Газпромбанк», ООО «Две Палочки» и многие другие.

Иными словами, бизнес-тренер – тот, кто проводит тренинги или обучающие программы по развитию разных навыков: продаж, эффективного общения, управления временем, решения конфликтов и т.д. Евгения, с чего начался Ваш интерес к обучению людей?

Мне всегда нравилось учить других, с самого детства. Моя бабушка была преподавателем начальной школы. Возможно, мои педагогические гены уже в четыре года позволили мне с полной уверенностью научить ее готовить состав для опрыскивания капусты от бабочек. Капуста «сгорела» тут же под корень, а бабушка потом еще долго удивлялась тому, как я с глубочайшим знанием дела диктовала ей «горячий» рецепт. 

Став постарше, я получила классическое университетское образование в области психологии и социальной работы, и дополнительное – в сфере ведения тренингов. Навыки работы с голосом и речью сформированы во время учебы в Академии искусств и на занятиях с театральными педагогами. Очень довольна своим образованием и рекомендую тем, кому интересны бизнес-тренинги, приобрести сначала высшее образование по специальности «Психология». И затем пойти в частные ВУЗы или компании, где вас научат специфике проведения тренингов.

То есть, желание делиться знаниями – одно из важнейших качеств, которое поможет сделать карьеру в бизнес-тренингах. Какими еще способностями и склонностями надо обладать тренеру?

Каждый тренинг для добросовестного ведущего – это энергетически затратное мероприятие. Мало просто сообщить человеку какую-то информацию и сказать «сделай так-то». Обычно взрослые люди воспринимают такие указания критически. Они ведь не маленькие дети и воспринимают только то, что им полезно, остальное игнорируется. Задача тренера – заинтересовать, побудить задуматься, дать попробовать применить на практике полученную теорию. Грамотный ведущий четко формулирует цели тренинга и связывает их с реальными потребностями участников, ясно излагает материал, управляет группой как ее лидер. Он уверен в себе и заряжает своей энергией остальных. Я бы еще добавила, что это такой человек, который любит и уважает окружающих, искренне интересуется ими, а не собственной персоной.  

Евгения, где востребованы специалисты этого профиля?

Есть три вида деятельности: внутренние тренеры, состоящие в штате обычной компании. Например, это может быть сеть магазинов одежды или фирма по продаже промышленного оборудования; тренеры, работающие в специализированных тренинговых организациях; и фрилансеры – т.е. сами себе хозяева. Везде есть свои особенности. Желательно попробовать себя на всех этапах.

Как Вы начинали свой путь в эту профессию? 

Сначала устроилась в одну тренинговую компанию, где проводятся обучающие программы по заказу разных организаций. Объявление нашла на сайте вакансий. Прошла небольшое собеседование и показала фрагмент моего тренинга. Эта работа дала мне очень многое – меня научили грамотной подготовке тренингов, указали на мои сильные стороны и те, которые нужно корректировать, и т.д. Но заказов было немного: я начинающий тренер, моя тема по голосу и речи не самая востребованная. Если бы сейчас заново проходила этот путь, то попыталась бы пойти в компанию внутренним тренером. И самый оптимальный вариант – стать ассистентом или помощником, пусть даже и бесплатно или за небольшой оклад, какого-нибудь известного опытного тренера. За год вы получите колоссальный опыт тренерской работы.

С какими сложностями можно столкнуться в этой сфере? К чему быть готовым?

Это очень важный вопрос. Выбирая профессию тренера, необходимо понимать, что круг знаний и навыков в этой профессии шире, и требования к качеству работы значительно выше, чем в ряде других профессий. Мы не можем сделать хуже. К нам приходят люди за изменениями к лучшему. Надо показать им варианты достижения своих целей. Для всего этого нужны опыт, большая практика, хорошее образование и развитые лидерские качества. Вы должны быть готовы вести людей за собой и создавать для них комфортное и безопасное пространство для обучения. Будет непросто найти свою нишу, в которой вы станете востребованным специалистом. Важно постоянно учиться и понимать, что, возможно,  у вас не сразу появится хорошая зарплата. Но если вы на правильном пути, все придет.

Насколько профессия бизнес-тренера актуальна сейчас и будет таковой в будущем?

Ее актуальность все повышается. Мы находимся сейчас как раз на том этапе развития бизнеса и общества в целом, где ценность знаний и навыков, помогающих людям быть успешными в своей деятельности, только растет. И заработок здесь довольно высок. А если тренер еще имеет диплом MBA и свободно владеет языками, то его перспективы весьма впечатляющи.

Как тренер вы способны достичь таких высот, которые поставите себе в качестве цели. Можно быть рядовым специалистом по обучению. Можно стать руководителем отдела или даже департамента развития и обучения персонала, а также директором по персоналу. Или открыть свое дело.

Я знаю, что Вы очень добрый и отзывчивый человек, и Ваши слова не раз здорово поддерживали других. Какое напутствие Вы дадите подросткам, ищущим себя в этой жизни? 

Во-первых, верить в себя. Во-вторых, прислушиваться к мнению родителей. Иногда рисковать и не бояться неудач. Мои правила успеха очень просты:

1. Вставать пораньше, часов в 6-7 утра

2. Много работать и не бояться новых дел

3. Относиться к себе требовательно, а к людям – уважительно

4. Радоваться своим и чужим успехам

5. Хвалить себя и других