Дизайнер компьютерной графики

В мире столько интересных профессий, что даже не знаешь, куда и на кого пойти учиться. Мы решили облегчить муки выбора. Каждую неделю успешные профессионалы из разных областей рассказывают подросткам о своей работе. Первое интервью дал Павел Смирнов – молодой талантливый дизайнер компьютерной графики, который уже несколько лет живет и работает в Японии. 

pavel-smirnovПАВЕЛ СМИРНОВ, дизайнер компьютерной графики

Studio LiNDA, г. Токио (Япония)

Паша, расскажи, пожалуйста, что делает дизайнер компьютерной графики?

Визуальные спецэффекты. Помнишь фильм «Аватар»? Чтобы он получился таким красочным и зрелищным, над ним потрудилась команда специалистов по компьютерной графике. Я занимаюсь 3D-графикой в рекламе и кино. Вообще внутри этого направления есть разделение на разные профессии: моделлер, аниматор, художник, рендер и т.д. Моя специальность – свет и рендер. Рендер – это просчет света, его отражений и преломлений, чтобы персонаж, например, мультфильма получился максимально реалистичным.

Если нужно сделать какой-нибудь объект – скажем, 3D-стул, – его сначала моделируют, создают сетку. Потом делают еще всякие вещи, о которых достаточно трудно рассказать тем, кто не “в теме”. И затем в работу включаюсь я: создаю, настраиваю или назначаю для этого стула материалы – например, дерево или сталь, – выставляю свет так, чтобы стул получился почти таким же, как и в реальности. Только что потрогать его или посидеть на нем не удастся.

Как это сложно! А с чего начался твой интерес к этой сфере деятельности?

Десять лет назад я прочитал интервью с ребятами из студии AriOrH в журнале «Игромания». Там были указаны координаты школы компьютерной графики, где они преподавали. Я загорелся идеей пойти к ним учиться. Теперь я тоже даю это интервью и буду рад, если мой пример кого-нибудь вдохновит.

Конечно, вдохновит многих! Скажи, что тебе больше всего нравится в твоей работе?

Драйв. Постоянно появляются новые задачи, которые никто до тебя не решал. Нужно все время изучать что-то новое: физику, математику, строение кошачьего скелета, поведение облаков – все, что угодно. Ничто не сравнится с потрясающим ощущением от того, что ты решил задачу, к которой сначала и не знал, как подступиться. 

Паша, а какие у тебя есть любимые проекты, в которых ты принимал участие?

В московской студии Asymmetric VFX я несколько лет подряд работал над рекламой «Растишки». Это серия популярных телевизионных роликов о молочных продуктах для детей от компании Danone. Каждый такой ролик – интересный проект с большим количеством объектов и персонажей. Также мы делали пилотную серию знаменитого мультфильма «Маша и Медведь». Небольшие примеры моих работ можно посмотреть тут: http://vimeo.com/30972015

Какими способностями, склонностями нужно обладать, чтобы стать дизайнером компьютерной графики? В чем он должен разбираться?

Компьютерная графика находится на стыке искусства и технологии, поэтому в идеале надо знать и понимать и то, и другое. Кроме самих программ – houdini, maya или 3dsmax, – хорошо бы владеть основами композиции, теорией цвета, знать физику, математику, какой-нибудь язык программирования. Людей, одинаково хорошо разбирающихся и в том, и в другом, очень мало. В основном они делятся на «художников» – тех, кто «видит» картинку, и «инженеров», которые придумывают, как ее воплотить в жизнь. 

Куда ты посоветуешь пойти учиться тем, кто хочет стать таким же профессионалом в 3D-графике, как и ты?

Я думаю, что стоит пойти в художественные или технические ВУЗы, где есть кафедры информационных технологий или прикладной математики. Хотя вузовской подготовки явно недостаточно. Еще есть разные учебные центры, но там, как правило, обучают только работе на какой-то конкретной программе, а не профессии в целом.  Чтобы стать настоящим профессионалом в этой области, основной упор нужно сделать на самообразовании. Очень рекомендую школу Online VFX, где преподают настоящие мастера своего дела.

Где обычно трудятся дизайнеры компьютерной графики, где они востребованы?

Если говорить о 3D, то есть два больших направления: компьютерные игры и так называемый постпродакшен – кино и реклама. В игровой индустрии я не работал, а в рекламе и кино толковые специалисты нужны всегда. Подавляющее большинство студий находится в Москве и Петербурге, поэтому если ты живешь в другом городе, нужно быть готовым к переезду.  

Как и куда ты устроился на работу в качестве дизайнера компьютерной графики в самый первый раз? Где и как начинающие специалисты могут приобрести опыт в этой сфере?

На мою первую работу меня позвал инструктор с курсов, где я обучался мастерству компьютерной графики десять лет назад. В графике довольно часто приходится менять места деятельности, особенно в самом начале карьеры. За пять лет пребывания в Москве я поработал в трех компаниях, и сейчас работаю уже в четвертой.

Чтобы стать мастером своего дела, надо работать в известных крупных компаниях. Нужно стараться устроиться туда, где ты сможешь вырасти и чему-то научиться. Также в Москве и Киеве каждый год проводится конференция CGEvent, приехать на нее может любой желающий. С докладами и мастер-классами там выступают ведущие российские и мировые специалисты. На конференции можно напрямую пообщаться с работодателями и оставить им свое портфолио. 

Как ты считаешь, эта профессия будет востребована еще долгие годы?

Да. Это новая область, которая развивается очень бурно. Мои бывшие коллеги работают сейчас в Канаде, Великобритании, США и других странах. Я уже несколько лет живу и работаю в Токио. Достигнув определенного уровня и выучив английский язык как следует, можно работать где угодно. Что же касается денег, то зарплаты в этой сфере весьма неплохие.

Какую карьеру может сделать дизайнер компьютерной графики, каковы его перспективы?

Успешно проработав несколько лет, можно стать супервайзером визуальных эффектов – главным по компьютерной графике на кинопроекте, например. Или открыть свою студию. В основном же, рост возможен в том смысле, что сотрудничаешь все с более и более крупными студиями. Соответственно, появляются масштабные вдохновляющие задачи, растет зарплата.

Паша, спасибо тебе большое, что поделился своим опытом и дал ценные советы тем, кому может быть интересна эта профессия. Удачи тебе!