Представь себе ситуацию. Твоя близкая подружка спрашивает у тебя: «Слушай, как тебе мое новое платье? Я так мечтала о нем!». Ты смотришь на ее приобретение и скептически замечаешь: «Что-то оно тебе маловато по размеру. Ты в нем как корова, уж прости меня». Приятельница в слезах убегает, обозвав тебя «бессердечной» и «вредной», а ты недоумеваешь. Тебя ведь спросили – ты честно ответила. У платья действительно неудачный фасон. Кто, если не ты, раскроет на этот ужасный факт глаза подружке? Ты же искренне хотела помочь советом, а она вон как плохо с тобой поступила…
Подобные «ляпсусы», когда мы кого-то критикуем, а на нас из-за этого обижаются, случаются сплошь и рядом. Можно ли научиться высказывать свое мнение так, чтобы ни с кем не поссориться? Да, если стараться придерживаться определенных правил, которые делают нашу критику конструктивной. Это даже уже будет не критика, а выражение своего отношения или «обратная связь» с позитивным смыслом вместо негативного.
Попробуй психологический прием «Гамбургер». Вспомни, как он выглядит – два куска булки, а между ними проложена начинка из котлеты, сыра, помидоров, лука и прочих ингредиентов в зависимости от вида сэндвича. По похожему принципу придумана и модель «критического гамбургера» в психологии общения. Ее еще удобно запомнить как формулу «плюс-минус-плюс»:
Еще пара рекомендаций, которые помогут научиться «критиковать» так, чтобы никого не задеть:
– Коли уж приходится это делать, то только не в присутствии посторонних людей. Тяжело выслушивать неприятные вещи в свой адрес, когда есть еще другие свидетели.
– Если человек, на твой взгляд, поступил неправильно, то не откладывай разговор «по душам» на «потом». Попытайся побыстрее с ним пообщаться, дабы у него была возможность предпринять своевременные действия по исправлению ситуации. Чем больше проходит времени с момента совершения какого-то проступка, тем меньше шансов его исправить. Когда ты вдруг вспоминаешь в разговоре с кем-то о том, что когда-то давно тот совершил ошибку, это может быть воспринято как месть, сведение счетов, личная неприязнь.
Время работы консультантов
ежедневно с 11.00 до 23.00 (по московскому времени)
Расписание работы консультантов